Вы здесь
> Бизнес > Наш ресторанный маркетинг: базовые действия

Наш ресторанный маркетинг: базовые действия

Наш ресторанный маркетинг: базовые действия

Сначала наш ресторан стоял полупустой. У нас сложная локация, нет парковки перед рестораном. И вообще, мы — иностранцы. И бла-бла-бла. Причин много. И надеяться, что мы с первых дней станем популярным рестораном, было наивно. Но мы надеялись. Расскажу про наши PR и рекламные усилия.

Первый месяц был тяжелым. Когда прошли вечеринки-открытия, отшумели приглашенные гости, журналисты, было страшно. Случались несколько совсем пустых дней, а хорошим считался день с 10-15 гостями. Мы себе повторяли, что это нормально, что ресторан не в пешеходном центре, что надо продержаться, пока о нас узнает критическая масса людей.

Друзья-владельцы ресторанов поддерживали, и говорили, что это — нормально, что нового ресторана люди боятся как огня. Это иррациональный страх нового, который не каждый человек в себе готов легко признать. Если ты выбираешься с друзьями раз в месяц, то лучше пойдешь в проверенное надежное место, чтобы не рисковать испортить вечер. Нам нужно было просто дожить до того момента, когда статистические 10% «первопроходцев», которые есть в любом обществе, побывают у нас и расскажут дальше остальным 90%.

Но ожидание не могло не угнетать.

С другой стороны, пустой зал стимулировал мозги. Когда в мозгу «дзенькает», что до дня выплаты зарплат и арендной платы осталось 20…19…18…17 дней…, то начинаешь изобретать все возможные способы маркетинга и PR.

Работа с медиа для ресторана

Так как я PR-щик, отношения с прессой мы наладили в первую очередь. К счастью, для хорватов мы – экзотика, украинцы, влюбленные в их страну и рискнувшие начать все с нуля. Поэтому интерес журналистов был большой, и мы практически каждый день общались с каким-нибудь изданием.

Конечно, бесплатно. Даже самый наивный читатель (а таких практически не бывает) отличает рекламную «мертворожденную» статью, которая уныло хвалит какой-то бизнес. Поэтому важно заинтересовать журналиста своей историей.

История должна быть:

1. Уникальной.

Понимаю, что нам с этим было в Загребе проще, чем в Украине. А так, первые украинцы, открывшие ресторан в Хорватии. Но я бы и в Украине нашла нашу уникальность. Без этого потом будет трудно. Так что надо сразу потрудиться и найти, в чем вы уникальны.

2. Позитивной

Когда я рассказываю, как мы влюбились в Хорватию, как нам здесь нравится, какие здесь фантастические люди, природа, продукты, журналистам легче и приятнее писать о нас.

Конечно, шок, ужас, секс продаются лучше. В Украине вообще с этим мрак. Новости забиты жутким негативом. Здесь меньше, но тоже лучше всего продаются дешевые сенсации. Но мне лично комфортно быть автором позитива.

3. Содержать challenge.

Все тексты о нас содержат главный рефрен: «Бросили все в своей стране и начали здесь с нуля. Рискнули». Это вызывает интерес и уважение. Если это так и было, и если это помогает привлекать к нам внимание, зачем стесняться? Надо использовать свои личные мотивы, личные откровения и сильные стороны.

Всего за два месяца вышло около 30 статей о нас, что для небольшого Загреба очень много.

Спасибо моей коллеге Данире Орешич, директору одного из самых авторитетных PR-агентств в Загребе Laurus Dan. В Хорватии все зависит от твоих знакомств. Хорошо, что у нас есть подруга Кристина, которая знает всех. Она и познакомила меня с Данирой, а уже Данира представила нас журналистам и гастрокритикам, нашла для нас винного эксперта, который составил винную карту, познакомила со своими другими клиентами. Она организовала пресс-открытие, фотосессию и помогала с написанием текстов на аккаунты в социальных сетях ресторана.

Как бы долго я сама ни была PR-щиком, в новой стране без знакомств, без свободного знания языка и понимания тонкостей менталитета я бы одна не справилась. Это как адвокат, попавший в сложную ситуацию, никогда не защищает себя сам, а нанимает другого адвоката.

Работать с умной и похожей на меня коллегой отлично.

Совет
Обязательно советую при запуске бизнеса в новой стране находить местного авторитетного PR-щика, которому вы можете доверять. Это точно не расходы, а инвестиции. PR-щик – это проводник и поводырь. Это моральная поддержка и организатор вашего входа в требуемый социальный круг в новом городе.

Личные контакты

Помимо публикаций, мы буквально истоптали город. Андрей лично разносил подарочные коробки с домашним печеньем по соседним офисам. Знакомился с владельцами соседних адвокатских контор, руководителями отделений банков и приглашал в ресторан. Здесь такого раньше не было и мы удивили людей.

Мы задействовали все знакомства в Загребе, чтобы пригласить и угостить максимальное количество гостей. Нам очень повезло с хорватским партнером и арендодателем. Он поддерживал и поддерживает нас ежедневно, приглашая своих друзей в ресторан, организовывая свои мероприятия у нас. Он же и помог своим влиянием и знакомствами организовать неформальный ужин-открытие ресторана для дипломатов и владельцев компаний.

Посол Украины в Хорватии Александр Левченко в нашем ресторане
Посол Украины в Хорватии Александр Левченко в нашем ресторане

Я вступила в International Womens Club Zagreb, чтобы познакомиться с интересными людьми и организовывать мероприятия клуба у нас. Уже провели несколько мероприятий клуба у нас.

Здесь как нигде работает правило «из уст в уста». В консервативном обществе лучший путь (но и самый длинный) — личные рекомендации. Работайте над качеством еды и сервиса. Если у вас вкусно, уютно и отличный сервис, люди обязательно вас порекомендуют друзьям. Но это произойдет нескоро.

Совет
Готовьтесь первое время угощать многих бесплатно. Никакой рекламный макет не заменит того впечатления, что оставляет у гостей ваше гостеприимство. Правильное оформление угощения в ресторане здесь для налоговой инспекции называется «репрезентация». У нас ежедневно есть такая статья расходов.

Онлайн-активность

Мы разобрались в особенностях местных социальных сетей, усиленно занялись facebook- и instagram-аккаунтами ресторана, рекламой в социальных сетях. Создали профиль ресторана в google-картах.

Это не мелочи, они требуют внимания, планирования и ежедневно по несколько часов работы.

Начали сотрудничество с главным туристическим путеводителем Загреба – Zagreb In Your Pocket. Он издается на английском языке и раздается всем туристам в аэропорту, на вокзалах, в отелях и апартаментах, в туристических инфоцентрах. Когда мы еще сами приезжали в Загреб как туристы, мы пользовались им. И я вижу его в руках туристов в городе. Поэтому верю в его действенность.

В первый день работы ресторана к нам поддержать и первыми пообедать пришли друзья из Загреба Саша и Наташа, и приехала подруга Ольга из Пулы (250 километров от Загреба!). И первым делом Оля сказала, что к Рождеству я должна вывернуться, но обеспечить место в первой двадцатке ресторанов Загреба в TripAdvisor. Я даже растерялась сначала от такой планируемой наглости. Ведь в Загребе 715 ресторанов. Но Рождество – это критическое время для нас. В Загреб должны приехать сотни тысяч туристов. И они должны найти нас.

Оля дала правильный пинок под зад. Сегодня Voncimer в TripAdvisor уже на 75-м месте.

Совет:
не стесняться и действовать активно. Украинцы — очень живучие. Если мы смогли построить бизнесы в нестабильной Украине, сможем и в стабильной Хорватии.

Только придерживаться базового правила от Александра Мусатова: «Еда и сон — для слабаков».

Ключевым моментом стала Неделя ресторанов

В первый месяц работы мы решились участвовать в Неделе ресторанов. Это был разрыв. Расскажу о ней подробно отдельно, так как много полезного узнали.

Первые результаты

На сегодня ежедневно резервируют 15-20 человек. И еще столько же приходят без резервации. У нас начали резервировать корпоративные обеды и ужины большие компании – фармацевтические компании, строительные и адвокатские бюро. Много повторных гостей. Постепенно накапливается та самая критическая масса людей, которые уже у нас побывали и рассказывают своим приятелям.

Но их все равно еще недостаточно хотя бы до операционного нуля.

Работать и работать.

Впереди у нас декабрь – рождественские корпоративные вечеринки и приезд миллиона туристов в Загреб.

Похожие статьи

Top