Вы здесь
> Путешествия > Стамбул, Загреб и Восточный экспресс

Стамбул, Загреб и Восточный экспресс

Стамбул, Загреб и Восточный экспресс
Может, я в прошлой жизни ездила на Восточном экспрессе в Стамбул. Потому что в подсознании порхают какие-то смутные эмоции при этом названии. В Загребе история Восточного экспресса окончательно захватила меня. Что видели пассажиры, выходя из поезда на стамбульском вокзале? Где они останавливались в Загребе? Что готовили шефы на борту? В этой истории получилось очень много букв.

Стамбул. Сиркеджи. Точка назначения

Для меня все началось со Стамбула. В самый первый приезд в 2007 году я сразу пошла на вокзал Сиркеджи (İstanbul Sirkeci Gari), где была точка назначения Orient Express. Там и началось это ощущение дежавю.

Терминал Сиркеджи был открыт в ноябре 1890 года и соединял Стамбул  — в то время Константинополь — с Салониками, Бухарестом, Софией и Белградом. Он стал пунктом прибытия Восточного Экспресса и был просто великолепен в то время. Построенный в стиле европейского ориентализма, он восхищал прибывающих пассажиров. Тогда Босфор был ближе, терраса вела вниз прямо к воде, на станции были три ресторана и пивной сад. В главный ресторан вела мраморная лестница, территорию освещали 300 газовых фонарей. Пассажиров встречали драгоманы (dragomans — гиды-переводчики) из европейских посольств.

Photo credit: Wikipedia

Ресторан терминала работает непрерывно с 1890 года. В 1950-1960 годах его завсегдатаями были писатели, работники издательств, журналисты, переводчики, владельцы близлежащих магазинов.

С 2005 года на территории вокзала работает небольшой бесплатный музей Sirkeci Garı Demiryolu Müzesi, где можно увидеть детали интерьера Восточного Экспресса.

Как вокзал Сиркеджи уже утратил свое значение. Когда я была в Стамбуле впервые в 2008 году, отсюда еще ходил поезд в Анкару. Но затем оставили только несколько пригородных поездов, а междугородное и международное сообщение перенесли на другой вокзал.

В начале 2015 года мэрия Стамбула сообщила, что превратит все здание терминала в музей.

Загреб. Дежавю усилилось

Экспресс делал промежуточную остановку на загребском главном вокзале (Glavni Kolodvor). Здесь также легко, как и на Сиркеджи, переноситься мыслями в конец 19 — начало 20-го века. Хорватия в то время была частью Австро-Венгерской империи. И после того, как Southern Railway соединила Вену и Триест в 1857 году, жители Загреба захотели соединить город с этой линией.

Открытый 1 июля 1892 года, сегодня это самый большой вокзал Хорватии (в действительности он маленький, в Хорватии все маленькое).

А когда наша школа Kul In организовала экскурсию в ресторан исторического отеля Esplanade, где останавливались пассажиры Orient Express, я поняла, что хочу узнать всю историю самого известного поезда мира.

Талантливый PR-щик Жорж Нагельмакерс

Photo credit: orient-express.eu

Под общим названием Orient Express в течение более чем 80 лет (1883-1977) ходило несколько роскошных поездов по разным маршрутам. Идея первого трансконтинентального экспресса Европы принадлежала Жоржу Нагельмакерсу (George Lambert Casimir Nagelmackers), сыну бельгийского банкира.

Он побывал в Америке и так вдохновился путешествиями в роскошных пульмановских вагонах, что захотел создать поезд, который охватит европейский континент и соединит Европу с Азией.

До этого поездки по Европе, и между Европой и Османской империей, были медленным и утомительным. Каждая страна, через которую проходил маршрут, имела отдельную железнодорожную администрацию, и пассажиры были вынуждены сходить с поезда, проходить границу и садиться в следующий. Нагельмакерс придумал, как получить разрешение на прохождение всего маршрута, не меняя поезд, а только локомотивы на границе. Пограничные формальности в Восточном Экспрессе проводились прямо в купе поезда.

Photo credit: Wikipedia

Нагельмакерс был толковым PR-щиком. Он назвал маршрут Восточным экспрессом, что звучало для европейцев волшебно. И использовал первый рейс максимально эффективно. В конце лета 1883 года 40 влиятельных персон, членов европейских королевских фамилий и журналистов получили приглашение стать гостями первого Восточного экспресса из Парижа в Софию. В приглашении он указал взять с собой пистолет. На случай опасностей в пути. Гениально, да?

Photo credit: esplanade.hr

Конечно, в день отправки, 4 октября 1883 года на вокзале Gare de l’Est собралась толпа журналистов.

Пассажиры описывали после, что будто попали в один из лучших отелей Европы: панели из красного дерева, кожаные диваны, бархатные шторы, шелковые простыни, хрусталь и фарфор в ресторане поезда. Помимо роскошного интерьера, поезд был оборудован всеми технологическими новшествами того времени: центральным отоплением, горячей водой и газовым освещением.

Первый поезд пришел в Бухарест. Но Нагельмакерс потерпел неудачу в попытке получить разрешение переправиться через Дунай. Пассажиров пересадили на другой поезд до Болгарии. Там — на корабль с красивым именем Espero. От Парижа до Стамбула менее чем за две недели. По приезду редактор Le Figaro Жорж Бойер написал: «Мы приехали из Константинополя в Париж за 76 часов вместо обычных 111, в идеальном комфорте и без малейшего утомления».

Высокая кухня Orient Express

Обойти гастрономический аспект путешествий на Восточном Экспрессе никак не могу. На сайте Orient-express.eu нашла описание интерьера ресторана и блюд, которые подавались пассажирам.

Photo credit: Wikipedia

В 1883 году в меню завтрака в Orient Express были включены омлеты, фуа-гра и salade russe (вариацию которого у нас называют оливье), рыба, мясо и холодные мясные закуски.

В меню ужинов значились: устрицы, дичь, лангусты, сирлойн стейк, рыба тюрбо с зеленым соусом, цветная капуста au gratin, буфет десертов. Стюарды разносили по купе чай и бренди.

Когда в 2014 году знаменитый шеф Янник Аллено давал ужин в одном из вагонов-ресторанов Восточного экспресса, он сказал: «При разработке меню, я хотел отдать дань уважения старым поварам. Когда вы смотрите на то, что они делали, вы не можете в это поверить. Как они могли сделать 40 суфле на движущемся поезде? … Они также готовили консоме (прозрачный суп). Представьте себе, как можно на угольной печи готовить суп в течение нескольких часов! …»

Поезд королей и шпионов

Маршруты поездов через годы изменились. Самый известный Париж — Стамбул был открыт в июне 1889 года. Он длился 3 дня и проходил 3180 км. Поезд делал краткие остановки в Мюнхене, Вене, Будапеште, Бухаресте.

Настроениям начала 20-го века, с его интригами, распадающимися империями и предчувствием мировой войны маршрут Восточного экспресса и возможность более легкого прохождения границ подходил невероятно.

Секретные агенты, королевские особы, дипломаты, артисты и журналисты везли свои секреты и сенсации из Европы в Азию и обратно. Пассажирами поезда в разные годы были Марлен Дитрих, Жан Габен, король Бельгии Леопольд II, король Болгарии Фердинанд, император России Николай II, президент Франции Поль Дешанель, Лев Толстой, Мата Хари, Лев Троцкий, Агата Кристи, Георг V, Грета Гарбо, Сара Бернар, Айседора Дункан, Сергей Дягилев, Эрнест Хэмингуэй.

Британский военачальник Роберт Баден-Пауэлл (к тому же, основатель движения скаутов) однажды провез через все границы в Восточном Экспрессе зарисовки укреплений, которые он видел на побережье Далмации. Он представился ученым-лепидоптерологом и скрыл под рисунками форм и цветов крыльев бабочек стратегическую информацию. Эти данные пригодились Королевскому военно-морскому флоту во время Первой мировой войны.

Движение поездов останавливалось во время обеих мировых войн.

После Первой мировой войны маршрут возобновили в 1919 году. С постройкой альпийского туннеля Simplon была открыта южная линия Simplon Orient Express (светло-зеленая линия на карте). Она и прошла через Загреб (а также Лозанну, Милан, Венецию, Триест, Белград и Софию). Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» написан в 1933 году именно об этой линии. А отличнейшая экранизация 1974 года снята в настоящих вагонах Orient Express.

Photo credit: Wikipedia

«Машина времени» в Загребе

В 1925 году в Загребе специально для пассажиров Simplon Orient Express построили роскошный отель Esplanade.

В отеле до сих пор чувствуется атмосфера Belle Époque — периода конца 19-го века и до начала первой Мировой, эпохи оптимизма, научных открытий и экономического процветания, расцвета европейской культуры.

Photo credit: esplanade.hr

Шеф-повар ресторанов Esplanade Ана Гргич (Ana Grgić) провела нам экскурсию по отелю.

Названия конференц-залов как остановки поезда: Paris Suite, Venice Suite, Istanbul Suite. Время на часах у входа как будто остановилось.

В Esplanade останавливались король Испании Альфонсо XIII, королева Елизавета II, Ричард Никсон, Чарльз Линдберг, Мария Каллас, Орсон Уэллс, Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Альфред Хичкок, Леонид Брежнев, Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, Софи Лорен, Катрин Денев, Луи Армстронг, Тина Тернер, Френсис Форд Коппола, Элла Фицжеральд, Майя Плисецкая, Арам Хачатурян, Джордж Сорос, Хуан Антонио Самаранч, Пеле, Вуди Аллен, Паоло Коэльо и многие другие.

Photo credit: esplanade.hr

Он и сегодня считается лучшим в Хорватии.

Железный занавес и вторая жизнь экспресса

Но вернемся к Восточному экспрессу.

Прерванный снова во время Второй мировой войны, маршрут возобновился в 1947 году. И существовал до 1977-го, когда стоимость авиаперелетов снизилась настолько, что сделала путешествия поездом нерентабельными. Но с ограничениями в конце 1940 — начале 1950-х из-за закрытых границ между Югославией и Грецией, и Болгарией и Турцией. А затем — из-за железного занавеса между странами, больными коммунизмом, и нормальным миром.

Сегодня шанс повторить маршрут Orient Express у нас есть.

В 1977-м Джеймс Шервуд, американский предприниматель, сделавший состояние на морских контейнерных перевозках, купил два старых вагона Orient Express на аукционе Sotheby’s в Монте-Карло. Затем он провел еще пять лет и инвестировал $31 миллион в поиск и тщательное восстановление еще 23 старинных вагонов, большинство из которых были оставлены в подъездных путях и сортировочных станциях по всей Европе.

Сегодня компания Venice Simplon Orient Express предлагает шестидневное путешествие из Парижа в Стамбул через Будапешт и Бухарест за $9270 с человека. Во время путешествия придется отказаться от джинсов — дресс-код.

В трех вагонах-ресторанах работают французские повара. Шеф Кристиан Бодигель (Christian Bodiguel) недавно отметил 30 лет работы на Venice Simplon Orient Express.

Photo credit: orient-express.eu

Каждое купе обслуживает персональный стюард.

Photo credit: orient-express.eu

Весь персонал говорит на английском, французском и итальянском языках.

Photo credit: orient-express.eu

Похожие статьи

Top